Ограничение обслуживания по 161‑ФЗ
Информация о блокировке операций по требованиям закона 161-ФЗ и что делать, если ваши данные попали в базу Банка России
- Что такое 161-ФЗ?
- Как работает приостановка и отмена операций по 161‑ФЗ?
- Что происходит при блокировке по 161‑ФЗ?
- Как подать заявление для удаления данных из базы Банка России?
Что такое 161-ФЗ?
Федеральный закон 161‑ФЗ регулирует работу национальной платёжной системы и обязывает банки проверять, не находятся ли реквизиты клиентов или участников операций в базе данных Банка России. Эта база включает данные лиц, которые могут быть связаны с мошенничеством или нелегальной деятельностью. Например, данные могут быть добавлены на основании жалоб или информации, поступившей в Банк России.
Если реквизиты получателя оказались в этой базе, банк может приостановить или отказать в проведении операции, а также запросить дополнительное подтверждение у клиента для проверки правомерности совершения операции.
В рамках вышеуказанной базы, есть отдельный раздел, в котором содержатся реквизиты клиентов, в отношении которых была получена информации от МВД России о противоправных действиях, в случае выявления совпадения по таким клиентам банк заблокирует карты и возможность совершения расходных операций через личный кабинет.
Для удаления данных из базы клиент может подать заявление в Банк России.
Как работает приостановка и отмена операций по 161‑ФЗ?
Если операция приостанавливается, банк списывает сумму перевода с вашего счёта и задерживает её на этапе обработки. После этого банк связывается с вами для подтверждения. Если перевод подтверждён, деньги отправляются получателю на 2-ой календарный день. Ускорить процесс нельзя, так как срок приостановки установлен законом 161‑ФЗ.
Если вы не подтверждаете операцию в течение одного календарного дня, перевод отменяется, и деньги возвращаются на счёт. Если вы хотите отменить операцию по переводу средств, которая была приостановлена ранее, необходимо сообщить об этом в банк.
Если операция отклонена, перевод не проводится, и средства остаются на счёте. Если вы хотите отправить деньги повторно, можно попробовать использовать другие реквизиты получателя. Однако заранее узнать, занесены ли конкретные реквизиты в базу данных Банка России, невозможно.
Что происходит при блокировке по 161‑ФЗ?
В случае если данные клиента внесены в базу Банка России на основании информации МВД, банк блокирует карты и ограничивает функционал в личном кабинете.
В таком случае вы не сможете оплачивать покупки картой в торговых точках и интернет-магазинах, переводить деньги, снимать наличные в банкоматах и совершать расходные операции в Интернет-Банке.
При этом деньги на счёте сохраняются, и вы можете принимать входящие переводы. Как только ваши данные будут удалены из базы Банка России, доступ ко всем сервисам восстановится.
Как подать заявление для удаления данных из базы Банка России?
Если ваши данные или данные вашей компании попали в базу Банка России, вы можете подать заявление через сайт Банка России. Этот способ подходит как для физических, так и для юридических лиц.
- Перейдите в Интернет-приёмную Банка России.
Нажмите Отправить обращение в электронном виде → Направить обращение. - Найдите раздел Информационная безопасность и выберите пункт Исключить данные из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиента.
- Нажмите Перейти к оформлению обращения и заполните форму:
- Укажите свои ФИО и электронную почту. Для автоматического заполнения полей можно авторизоваться через Госуслуги.
- В поле Организация, с которой связано ваше обращение укажите название банка — например, Свой Банк.
- В поле Текст обращения опишите ситуацию в свободной форме.
- Укажите дополнительные данные:
- номер карты, счёта, электронного кошелька;
- серию и номер паспорта;
- номер телефона.
Эти данные помогут Банку России быстрее разобраться в ситуации.
- Нажмите Далее, проверьте введённые данные и отправьте обращение.
Банк России рассматривает заявления в течение 15 рабочих дней. Однако подача заявления не гарантирует, что ваши данные будут удалены из базы. После положительного ответа от регулятора может потребоваться дополнительное время, чтобы ваши реквизиты были удалены из базы данных.
- Перейдите в Интернет-приёмную Банка России.